Главная » Статьи » Статьи педагогов

Роль мобилизующего этапа и целеполагания в современном уроке русского языка

Е.П. Абрамова

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ №10

Изучение русского языка можно сделать интересным, увлекательным и эффективным. Для этого необходимо пересмотреть роль школьников в организации урока, доверив им  участвовать в планировании большинства этапов учебного занятия. Обучающиеся 5 класса с удовольствием сами формулируют тему и цель урока, высказывают предположения о видах и содержании учебной деятельности, активно участвуют в овладении материалом, делают выводы.

К структурным элементам современного урока относятся следующие:

1. Мобилизующий этап (включение в деятельность);

2. Целеполагание (сами формулируют тему и цели урока);

3. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний;

4. Коммуникация (исследовательская работа в парах, группе);

5. Взаимопроверка и взаимоконтроль;

6. Рефлексия (осознание и воспроизведение в речи того, что нового узнал и чему научился).

         Таким образом, на  уроках важными являются три основных процесса: антиципация (предвидение обучающимся своих действий) – целенаправленная деятельность в поисках знаний – повышенная речевая активность. Лингвистическое развитие (предметное) происходит в тесной связи с метапредметным.

         Остановимся на таких важных структурных элементах современного урока как мобилизующий этап и целеполагание, на которых необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы дети смогли назвать тему и цель урока. В качестве примера рассмотрим, как такая работа может осуществляться на уроках русского языка в 5 классе.

         При изучении темы «Понятие о словосочетании» для проведения начального этапа на доске записаны слова:

         Честное, стоять, всегда, сердце, в строю, мечтать.

Учитель. Прочитайте слова. Соедините их между собой парами с учётом одинаковой орфограммы. Напишите составленные пары слов.

Ученики. Первая пара –  честное сердце. Оба слова с непроизносимой согласной. В слове честное непроизносимый согласный т, проверочное слово честен. В слове сердце непроизносимый согласный д, проверочное слово сердечный.

Учитель. Какие ещё слова можно объединить?

Ученики. Можно объединить слова стоять в строю, так как в них есть проверяемая безударная гласная в корне. В слове стоять безударная гласная о, проверочное слово стой. В слове в строю безударная гласная о, проверочное слово строй. Третья пара – всегда мечтать. В обоих словах есть непроверяемая безударная гласная в корне е.

Учитель. Назовите все полученные пары слов. Как называется такая синтаксическая единица? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики. Честное сердце, стоять в строю, всегда мечтать – это словосочетания. Значит, тема сегодняшнего урока – «Словосочетание».

Тема записывается учителем на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на тему. Используйте запись на доске.

  1. Повторить всё, что … о …  ;
  2. Установить, как связываются… в  …;
  3. Учиться отличать  … от … и ….

Цель урока: повторить всё, что нам известно о словосочетании; установить, как связываются слова в словосочетании; учиться отличать словосочетание от слова и предложения.

         Начальный этап урока по теме «Предложения с обращениями» может выглядеть так. Обучающиеся записывают под диктовку предложения:

Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.

На ветке берёзы звонко пел соловей.

Под берёзой расположились на отдых путники.

Что пригорюнилась, берёза?

Учитель. Прочитайте сделанную вами запись. Формы какого слова есть в предложениях?

Ученики. Во всех предложениях есть формы слова берёза.

Учитель. Прочитайте предложение, в котором слово берёза является подлежащим. Подчеркните грамматическую основу предложения.

Назовите предложение, в котором слово берёза является дополнением. Дополнение подчеркните.

Назовите предложение, где слово берёза является обстоятельством.

Прочитайте последнее предложение, обращаясь к слову берёза.

Скажите, как бы вы назвали слово, называющее того, к кому обращаются с речью?

Ученики. Это слово можно назвать обращением.

Учитель. Как бы вы назвали предложения, в которых есть обращения? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики. Предложения, в которых есть обращения, можно назвать предложениями с обращением. Значит, тема сегодняшнего урока – «Предложения с обращением».

Тема записывается учителем на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на тему. Используйте опорные слова на доске.

  1. Узнать, что … О;
  2. Выяснить, как выделяется О в … и в … речи;
  3. Учиться находить, правильно … и ставить знаки … О.

Цель урока: узнать, что такое обращение; выяснить, как выделяются обращения в устной и письменной речи; учиться находить, правильно произносить и ставить знаки препинания при обращении.

         Мобилизующий этап на уроке, посвящённом изучению правописания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных можно начать с рассмотрения записи с пропущенными словами на доске.

Лес, точно терем расписн…й, лилов…й, золот…й, багрян…й, весёл…й, пёстр…ю  стеной стоит над светл…ю  поляной.

Учитель. Рассмотрите запись. Что нужно сделать, чтобы прочитать предложение?

Ученики. Вставить пропущенные буквы в окончания имён прилагательных.

Учитель. От чего зависит выбор гласной в окончаниях имён прилагательных?

Ученики. От падежа и  рода имён прилагательных.

Учитель. Сформулируйте тему урока?

Ученики. Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

Тема записывается на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, учитывая, что это не первый урок по данной теме. Используйте запись на доске.

Повторить правило о …

Учиться правильно … в мужском, женском и среднем роде.

Ученики. Цель урока: повторить правило о правописании падежных окончаний имён прилагательных; учиться правильно писать окончания имён прилагательных в мужском, женском и среднем роде.

         Таким образом, на начальном этапе урока дети работают со специально подобранным материалом, который мобилизует их на изучение темы, овладение новыми знаниями. С помощью этих упражнений одновременно можно решать важные задачи:

  • Самостоятельное определение и формулирование обучающимися предназначенной для изучения темы урока;
  • Повторение материала и углубление знаний по конкретной теме;
  • Совершенствование важнейших качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и др.).

Для решения этих задач пятиклассники осуществляют мыслительные операции: сравнение, сопоставление, нахождение общего и различий, группировку, классификацию, подведение под понятие и др.). и приходят к нужному выводу.

Определение и формулирование образовательной цели требует сначала небольшой помощи. При изучении нового материала наиболее употребимыми будут фразы: познакомиться с правилом… , узнать, что … На уроке закрепления, повторения изученного: вспомнить всё, что …; повторить правило …; закрепить знания …. На уроке закрепления, повторения, обобщения возможен такой ориентир: «Сформулируйте цель урока, учитывая, что с данным материалом мы уже знакомы». Сначала необходимо писать на доске опорные фразы, постепенно дети перейдут к самостоятельному формулированию цели.

С помощью такого подхода создаётся внутренняя установка и самоустановка на достижение цели. Она действует в течение всего урока и обеспечивает более плодотворную деятельность на остальных этапах. Кроме того, уже во время мобилизующего этапа и целеполагания происходит формирование универсальных учебных действий: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных.

Категория: Статьи педагогов | Добавил: shkola10arh (13.10.2017) | Автор: Абрамова Елена Павловна
Просмотров: 2648