Главная » Статьи » Статьи педагогов

Педагогические условия работы над развитием орфографической грамотности

Русинова Арина Сергеевна, , учитель начальных классов

Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. Начиная с младшего школьного возраста необходимо формировать орфографическую зоркость, как важное условие орфографической грамотности, которая является неотъемлемой частью языковой культуры, обеспечивает точность выражения мыслей и взаимопонимание в письменном общении.

В учебниках русского языка предлагаются задания, в которых необходимо вставить пропущенные буквы. Выполняя такие задания, орфографическую задачу ставит перед собой не ученик, а авторы учебников. Ребёнку остается лишь решить её. Работа принимает механический характер, и при написании диктанта, сочинения или любой другой творческой работы дети допускают ошибки по той причине, что просто не видят «опасного места», не знают, где именно применить известное им правило. На уроках русского языка необходимо формировать у учащихся умение быстро находить орфограммы, распознавать их тип.

Анализ работ по русскому языку у обучающихся показывает, что распространёнными видами ошибок являются: безударная гласная в корне, парные звонкие и глухие согласные на конце слова. Реже встречаются ошибки в переносе слов, в словах с разделительным мягким знаком и в словах собственных.  

Для развития орфографической грамотности в содержание каждого урока необходимо учитывать следующие условия:

- систематичность проведения работы над формированием орфографической грамотности;

- разнообразие видов упражнений, нацеленных на закрепление слабо усвоенных орфограмм;

- сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы на уроках русского языка;

- максимальная активность обучающихся в процессе самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний.

В работе над орфографической грамотностью эффективно использовать следующие упражнения:

Название упражнения

Методические комментарии

«Кто больше?»

Учитель показывает схему – карточку – дети называют слова с указанной орфограммой.

Чтение «за диктором»

Учитель читает словосочетания, слова, предложения (сколько ребёнок способен запомнить) орфографически, а ребёнок повторяет. Повторение должно быть точным: и произношение звуков, и темп, и деление на слова.

«Выборочный диктант»

Диктант проводится при изучении определённой орфограммы. Из продиктованного предложения выписывается только слово с названной орфограммой.

«Игра в переводчика»

Учитель читает предложения, словосочетания, слова орфоэпически (так, как произносим), а ученик переводит, говорит так, как пишется. Если сделана ошибка, её сразу следует исправить, произнести слово орфографически три раза. В ходе упражнения это слово произносится ещё раз, если снова ошибка, нужно уточнить значение слова, разобрать слово по составу, объяснить орфограмму.

«Подбор однокоренных слов»

Подбор однокоренных слов с непроверяемой орфограммой увеличивает количество усваиваемых слов. Это упражнение необходимо, так как многие учащиеся не переносят умение писать данные слова на другие однокоренные. Наиболее целесообразной при этом является запись однокоренных слов столбиком, в котором корни слов располагаются друг над другом.

«Найди опасное место»

Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять.

«Секрет письма зелёной пастой»

Обострению орфографической зоркости способствует приём «Секрет письма зелёной пастой», с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зелёная паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зелёный свет «зажигается» в тетрадях учеников.

«Комментированное письмо с указанием орфограмм»

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

 

 

 

Выполняя регулярно представленные упражнения, у младших школьников формируется орфографическая грамотность, вырабатываются навыки грамотного письма.

 

Список литературы:

  1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков / Н.Н. Алгазина – М.: Просвещение, 1987
  2. Бакулина Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка /Г.А. Бакулина // Начальная школа-2000. №7
  3. Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию / И.В. Борисенко // Начальная школа. 2003. №7.
  4. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся // Начальная школа. -2002 – №1
  5. Чистякова Л.Н. Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок/Л.Н. Чистякова // Начальная школа. -2012. №2

 

 

Категория: Статьи педагогов | Добавил: shkola10arh (10.05.2023) | Автор: Русинова Арина Сергеевна
Просмотров: 423